В Норвегию на автомобиле. Часть 1: Подготовка к поездке, дорога на север

Идея о поездке в Норвегию у меня возникла спонтанно одним из летних вечером. Сидел дома, просматривал ленту в Инстаграм и наткнулся на фотографию Лофотенских островов. Понравилась, решил про это почитать, да и что-то увлекся. В голове мелькнула мысль о том, чтобы туда когда-нибудь слетать. А потом я наткнулся на пост в каком-то из блогов о том, как парни туда на УАЗе доехали из России. Ну и я подумал, что тоже могу.

Так и начали вертеться в голове мысли об поездке в Норвегию, потихоньку читал, строил маршруты и смотрел оттуда фотографии. Оказалось, что сервер Норвегии — далеко не самое популярное место самостоятельных путешествий на автомобиле из России. Наверняка многих отпугивают большие расстояния, цены на бензин, еду, штрафы и всё-такое. Хотя до того же Крыма или Сочи ехать не меньше, а дорога наверняка труднее из-за плохих и загруженных фурами дорог.

Тем не менее, я начал искать единомышленников, и к августу мы собрались в компанию из четверых человек, и начали готовиться к поездке. Было решено ехать в середине сентября по нескольким причинам. Во первых в сентябре осеннее равноденствие, а это значит, что на севере еще не будет рано темнеть, и за светлое время суток можно много успеть посмотреть, к тому же не будет летних белых ночей, то есть будут видны северные сияния по ночам, и это круто. Во вторых, в сентябре сезон идет на спад, отели дешевеют, на достопримечательностях меньше туристов. И в третьих, в сентябре, как ни странно, хорошая погода — нет ядерного северного солнца, и нет холодов, еще не нужно одевать зимнюю резину на автомобиль.

Маршрут
Любое путешествие нужно начинать с составления маршрута. В этом плане, в Норвегии есть всё – горы, вода, парки, рыбалка, музеи и города. Я постепенно дорабатывал маршрут, читая различные форумы. В итоге, первоначальные планы доехать из Питера до Лофотен были расширены на север: было решено заехать на мыс Нордкапп — самая северная точка Европы. А так же немного расширены на юг — до ледника Свартиссен. Общая длина поездки вышла в 4700 километров.

Мы изначально решили ехать на машине — Хёндэ Солярис 17-го года. Так намного интереснее, чем самолетом – можно посмотреть страны и города по дороге, но самое интересное то, как плавно меняется природа по пути на север. Тем, кто не фанатеет от длинных перегонов по 500-700км лучше лететь самолетом и брать машину в аренду, или увеличивать количество дней отпуска, чтобы без спешки проезжать по 200-300 км в день. У нас вышел средний вариант – первые и последние 2 дня мы быстренько проехали Финляндию и Швецию — по 500-700км в день, а в Норвегии перегоны были небольшие — в среднем по 200-300 километров.

В плане построения маршрута есть очень полезный официальный сайт Норвегии http://www.visitnorway.com/ru — там есть вся необходимая информация о развлечениях, достопримечательностях, транспорте, еде и жилье во всех городах Норвегии без исключения. Всё жилье я забронировал примерно за месяц до поездки на Booking.com — вышло не дорого, в среднем от 6 до 10 тысяч рублей на четверых человек. Я принципиально старался бронировать места с кухней, хорошим душем, и приличными кроватями, чтобы можно было отдохнуть после дороги. Однако одну вещь я упустил — не во всех местах постельное белье входило в стоимость. Здесь лучше либо брать его с собой из дома, либо лучше обращать внимание на детали при бронировании.

Бензин и транспорт
Топливо в Норвегии одно из самых дорогих в мире – 15-16 крон за литр или 110-120 рублей за литр (на 25.09.2017). Спасал лишь низкий расход топлива и большой бак. При расходе в 5.7 литров мы проезжали до 800км на одной заправке.

Международные права мы не делали, ехали по российским, в компании два водителя. По поводу платных дорог – я не регистрировался заранее на сайте, транспондер не покупал. Может что и придёт домой. Но опираясь на опыт знакомых, норвежские камеры не умеют считывать российские номера. На арендованном автомобиле с европейскими номерами такое уже не прокатит — деньги спишутся с кредитки автоматически. Полицию мы за всю поездку так и не увидели.

Чуть не забыл. Еще нужно обязательно прочитать местные ПДД, особенно в Норвегии — там они очень строгие. Во всех городах парковка платная, зато за счет строго соблюдения скоростного режима 50/80, машина потребляет минимальное количество бензина. Штраф выписывается при привышении даже на 1км/ч!

Дороги везде идеальные, гладкие, плавные. В общем — одно удовольствие. Траффик очень слабый, на севере дороги вообще пустые. А на севере Норвегии большинство дорог — полутора-полосные, что не очень удобно на горных серпантинах — приходится постоянно притормаживать перед поворотами.

Страховки
Для выезда за границу нужно две страховки — для себя и для автомобиля. Первая делается либо при подачи на шенгенскую визу, либо, если страховка уже кончилась, на одном из десятков сайтов в интернете. У меня есть годовая страховка, которая идет в комплекте к моей банковской карте, поэтому я особо не парюсь. При пересечении границы у вас обязательно должен быть европейский аналог ОСАГО — у нас он называется Зеленая карта. Её можно купить на любой заправке перед границей, цена фиксированная и меняется раз в месяц в зависимости от курса. Мы купили страховку на 15 дней за 2,5 тысячи рублей, когда делали последнюю заправку машины перед финской границей.
Еще у меня есть КАСКО, я позвонил в страховую, чтобы узнать, сколько будет стоить добавление покрытия Европы в полюс. На моё удивление, Евросоюз мне внесли бесплатно и привезли новый полис на дом на следующий день.

Деньги
Скандинавкские страны — это место, где абсолютно везде можно заплатить карточкой, будь то паромы, кемпинги, супермаркеты, музеи и т.п.. Карты принимают все без исключения, даже на малюсеньком кораблике, который ходит на ледник Свартиссен был терминал. Мы платили одной картой MasterCard от Тинькофф. Наличные нам потребовались только 1 раз — последнее наше жилье я забронировал через Airbnb, но и это не проблема — везде есть банкоматы, а я могу снимать наличку по своей карте в любом месте без процентов.

Еда
В Норвегии всё очень дорого, все об этом знают. Так как мы едем на машине, а не летим на самолёте, мы были ограничены размерами нашего багажа лишь габаритами багажника. Есть лишь одно требование — не более 5 кг еды в заводской упаковке на человека при пересечении Финской границы. Поэтому за день до поездки основательно закупились в Ашане – взяли мясные консервы, ультрапастеризованное молоко, каши, сухофрукты, печенья и снэки, макароны и гречку, чай, и еще много всего по мелочи. В итоге вышло на 4 тысячи рублей.

Также мы повторно докупили часть еды в последнем финском супермаркете перед норвежской границей, плюс докупали всякие мелочи для перекусов по дороги и скоропортящиеся продукты по пути. В среднем цены выше российских в 2-2,5 раза. Основную часть еды из Ашана нам хватило примерно на 60% пути, плюс в некоторых местах был включен завтрак, и пару раз мы поужинали в кафе.

Алкоголь настоятельно советую везти с собой (если он вам нужен) — покупать в Норвегии очень и очень дорого. Мы прикупили немного в DUTY FREE на границе.

Про стоимость всей поездки я расскажу в конце, но в целом всё вышло очень бюджетно, мы обошлись довольно-таки малыми тратами.

Оборудование
Я думаю, это будет интересно читать только фотографам. Что я положил с собой в фоторюкзак?
— Canon 5D Mk3
— Sigma 14mm f/1.8 Art
— Sigma 24-35mm f/2 Art
— Canon EF50mm f/1.8 STM
— Sigma 85mm f/1.4 Art
— DJI Mavic Pro
еще ноутбук, внешний аккумулятор для телефона, жесткий диск на 2ТБ, штатив для камеры, мини-штатив, наушники, зарядки и провода.

Начало пути. Дорога к Нордкапп

Маршрут был построен, и мы очень старались придерживаться графика или расписания, но это было нелегко — уж слишком красивые пейзажи вокруг.

День 1. Санкт-Петербург — Каяани (Финляндия)

Выезжаем из Питера пораньше, чтобы миновать утренние заторы и побыстрее приехать на границу Светогорск-Иматра. До границы чуть меньше 200 километров, в самом конце, возле Выборга заправились до отсечки (что давало нам почти 700км пути по Финляндии на дешевом российском бензине), купили зеленую карту и двинули к пропускному пункту. Не сезон, будний день, дождливая погода и раннее утро. И всё равно небольшая очередь перед шлагбаумом. За час проходим обе стороны, не забыв по пути зайти в «дьютик». И вот мы уже в Иматре.

Маленький, но аккуратный финский город, известный своим каньоном с плотиной и тем, что половина петербуржцов затариваются здесь сырами и хамоном.

А впереди нас ждет еще около четырех сотен километров финских дорог до места первой ночевки. Едем неспеша, дороги пустые и идеально ровные — скука:)

Не смотря на ограничение скорости в 80км\ч, многие местные едут быстрее, пристраиваюсь за ними, так удобней и понятней, где можно ехать чуть быстрей, а где нельзя.

По пути на одной из разминочно-ножной остановке заметил эти сочные лисички:

Вообще осенняя природа пестрит своими цветами — все яркое, желто-зелено-красное, всюду лесные ягоды, грибы и мхи. Красота.

Так и ехали до вечера, пока не добрались до места ночёвки — городок Каяани — примерно в географическом центре Финляндии. Небольшой уютный домик с русской хозяйкой, нам понравилось:

День 2. Каяани — Инари (Финляндия)

Просыпаемся пораньше, завтракаем и идем дальше на север. Карелия есть и в Финляндии, она так и называется — Karjala. Леса с тысячами глаких как зеркало озёр. Очень красиво:

Расчехляем коптер и смотрим на всю эту красоту с высоты:

И так до горизонта:

Полюбовались, вздохнули и едем дальше. Погода по пути за день менятся раз десять. Может идти дождь, через час светить солнце, потом висеть тучи, дождить и снова светить солнцем. По пути проехали мимо очень жуткой инсталляции финского художника Рейо Кела — «Тихий народ».

«Инсталляция «Тихий народ» представляет собой фигуры людей с головами из дёрна, напоминающие пугала. Тысячеголовая молчаливая толпа стоит у шоссе №5 в Суомуссалми, на востоке Финляндии, недалеко от границы с Россией. «По утрам, когда свет ложится на фигуры сзади, они выглядят угрюмыми и агрессивными, в полдень, напротив, приветливыми, а особенно красивыми, когда солнце уходит на запад», — рассказывают местные жители. Дважды в год фигуры переодевают, снимая старые, испорченные ветром и дождем одежды, меняя головы из дерна.»

Чем дальше мы двигаясь дальше вглубь страны Суоми, тем меньше было машин и больше всякой живности. Начинается регион Лапландия, проезжаем широту полярного круга. Вот олени перегородили дорогу, например:

Мы еще ни один раз встречали оленей на дорогах Финляндии и Норвегии. Под конец уже почти перестали удивляться, постепенно привыкнув к этим красивым животным с умными глазами. Раз в пару часов мы обязательно делали остановку, чтобы размяться, перекусить, подышать свежим воздухом и насладиться красотой природы — каждый куст держит наверное пару килограммов черники или брусники:)

Так и доехали до следующей и последней ночёвки на пути в Норвегию — городок Инари на самом севере Финляндии, который расположен на одноименном озере. Погодка ужасная, мелкий дождь, сильный ветер, никуда не хочется идти, и мы ложимся пораньше.

День 3. Инари — Нордкапп (Норвегия)
Снова стаем ни свет ни заря, чтобы больше успеть посмотреть. А вы думали, мы поехали отдыхать?:)

Наконец-то начинает ощущаться север. В лесах пропал кустарник, лишь один пестрый мох и куча валунов, которые остались здесь с последнего ледникового периода.

Женя для масштаба:

Пейзажи меняются очень быстро и стремительно. Вот мы едем по лесу. И тут за поворотом внезапно холмы. Потом они кончаются, начинается арктическая степь. В какой-то момент обращаем внимание, что вокруг нас всё красное. Это не глина и не камни, это красный мох!

Также внезапно мох кончается, и начинается опять таёжный лес, а перепад высот теперь заметнее:

Доезжаем до границы Финляндии с Норвегией. Она появляется совершенно неожиданно и внезапно. Едем по дороге, и тут светофор, дорожная камера и знак. Всё. Случайно въехали в Норвегию раньше, чем нужно — ведь надо успеть заправиться последним «дешевым» бензином, который был уже существенно дороже, чем в остальной части страны, мы продолжили путь и снова въехали в Норвегию. И тут словно подменили картинку, или мы куда-то телепортировались. Те же ровные дороги, тот же воздух, а вот вид за окном совсем другой.

Проезжаем очередной поворот, и вот вдалеке видна та самая страна троллей! Снежные шапки на огромных вершинах, наконец-то мы приехали туда, куда хотели!

Впереди нас ждет самый северный мыс Европы — Нордкапп и самый маленький в Европе город. И всё в тот же день.